iressa (iressa) wrote,
iressa
iressa

Как я первый раз писала «Тотальный диктант»

О «Тотальном диктанте» я знаю уже много лет. Но именно в этом году впервые решила сама принять в нем участие. Почему? Ну, во-первых, это интересно. В 2004 году я продиктовала свой последний перед уходом из преподавания на телевизионную работу диктант. Минуло 10 лет, и я физически захотела окунуться в эту атмосферу. Второй (и немаловажный!) фактор – проверить саму себя. Я ни секунды не сомневалась в том, что с орфографией все будет в порядке, но вот коварная русская пунктуация… Это абсолютно очевидно и понятно любому, что правила, не повторяемые годами, забываются. Тем более интересно было испытать и свою память тоже. Где-то за полторы недели я записалась на сайте «Тотального диктанта» на площадку в Еропейской гимназии на Сокольническом Валу, 28. Честно не пересматривала текст Иванова, выложенный на сайте. Зачем? Предварительное ознакомление с текстом приведет к потере чистоты эксперимента.
12 апреля с утра у меня еще было ленивое желание не пойти)) Ага)) Но всё же я пересилила свою лень и поехала писать диктант! Где-то за полчаса до объявленного времени начала диктанта начал подтягиваться народ. С присущим мне любопытством я всматривалась в лица и фантазировала: кем же могут быть эти люди, которые в выходной день не поехали в кино, на шашлыки, не пошли гулять, а тратят свой выходной день на то, чтобы сесть за парту. «Вот эта девочка, наверное, выпускница школы, пробует свои силы перед ЕГЭ; а вот эта парочка – скорее всего, студенты; а вот эта взрослая пара – кто они? Очень похожи на рабочий класс… Она, наверное, может быть даже продавщицей… А вот это – студенты, скорее всего, творческих специальностей», - так думала я, разглядывая лица пришедших на диктант. Доброжелательная атмосфера принимающей стороны – всем пришедшим в холе предлагали чай, кофе, пирожки собственного производства. Я специально спросила, сами ли готовят. Мне интересна тема школьного питания. Пирожки оказались на высоте, домашнего качества практически. Итак, три часа дня. Всем присутствующим предложили посмотреть видео от организаторов – стилизация под выпуск новостей. Сделано неплохо, даже очень неплохо. Автор обратился ко всем, кто решил испытать себя. Немножко повторили правила. Непонятно, правда, зачем? Кто знает, тому незачем, кто не знает, не отработает за секунды… Далее, выслушали авторское чтение, и вот – начало. Преподаватель русского языка и литературы, в прошлом – выпускница МГУ – читала текст. Акустика в актовом зале гимназии «съедала» некоторые слова, приходилось переспрашивать соседей. В основном, конечно, предлоги. Рука нестерпимо болела – всё же разучились мы писать большие объемы текста рукой) Но… Вот уже все позади. Последняя проверка – и осталось дождаться результата.
Моя профессиональная претензия к тексту – он слишком перенасыщен знаками. В школьном тексте, который дается ученикам, такое, конечно, недопустимо. Но если учесть, что это не школьный текст – почему нет?
Мои ошибки.

«Перед нами распахивался гостеприимный и приветливый мир, жизнь уходила вдаль, в слепящую бесконечность, будущее казалось прекрасным, и мы катились туда в скрипучем обшарпанном вагоне»
Я справедливо полагала, что логично будет так: «жизнь уходила в даль, в слепящую бесконечность», - где даль и бесконечность – это однородный ряд существительных. Подлежащее «жизнь», сказуемое - «уходила», «уходила» куда? – в даль, в бесконечность, перед нами очевидные однородные обстоятельства места. По-моему, и я это подтвердила своим написанием, в тексте - существительные. А автор, вероятно, подразумевал уточнение. В общем, спорить бессмысленно, моё самоуверенное «в орфографии ошибок не сделаю» оказалось пшиком, одна ошибка таки сделана.
«Чусовская – Тагил», солнечный поезд моего детства».
Я в полной уверенности, что, если прочитано одним полотном,  передо мной - тире между подлежащим и сказуемым, и я ставлю такой знак:
««Чусовская – Тагил» - солнечный поезд моего детства»
Подлежащее «Чусовская – Тагил», «Чусовская – Тагил» - это что такое? Это поезд детства. Грамматическая основа выражена существительными, между ними – тире.
Однако в авторском варианте после «Чусовская – Тагил» - запятая, а допустимым вариантом считается многоточие. Вообще не поняла. Надо углубиться в правила.
Интересное наблюдение. 10 лет работы на  ТВ привили мне какую-то особую любовь к тире. Вижу тексты экспрессивными. А на деле этой экспрессии нет… Надо избавляться от страсти к тире!
В общем, если еще были какие-то косяки –  15 апреля не за горами. Интересно узнать результат! 


Ну, и фото для истории:

100_3196
100_3195

Tags: грамотность, тотальный диктант
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments